Нарушения чтения и письма - дислексия и дисграфия
НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА - ДИСЛЕКСИЯ И ДИСГРАФИЯ
Подготовила Наталья Ильина
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Чтение ребенка с дислексией можно охарактеризовать как замедленное, с остановками и неверное. Если проанализировать чтение ребенка, то можно выявить следующие ошибки: 1) вставка в слова добавочных звуков, 2) пропуск отдельных букв и слогов, 3) замена слов одного другим, 4) перестановка букв, слогов, 5) повторение слов, 6) добавление слов, 7) пропуск слов.
Дети с дислексией испытывают значительные трудности в освоении навыка чтения и, как правило, письма, несмотря на нормальный уровень интеллектуального развития, отсутствие нарушений со стороны зрительного, слухового анализаторов и педагогической запущенности. Дислексия у детей проявляется в неспособности достигать такого уровня развития навыков чтения, а также письма и орфографии, которые были бы пропорциональны их умственным способностям. Дислексия нередко сопровождается диcграфией и дисорфографией.
Под термином дисграфия понимают стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.
Появлению дисграфии способствует задержка формирования различных функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных и временных представлений, а также недоразвитие фонематических, лексических, грамматических представлений. При желании все эти проблемы можно выявить еще задолго до начала школьного обучения и вовремя провести коррекцию. "Борьба" с дисграфией должна начинаться не в школе, когда обнаруживаются специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, еще до начала обучения ребенка грамоте, чтобы устранить сами причины возникновения ошибок.
Основные симптомы дисграфии - специфические ошибки, которые не связаны с применением орфографических правил. Такие ошибки очень стойкие и повторяются неоднократно.
Специфические ошибки можно разделить на группы:
Ошибки на уровне буквы и слога:
Проявляются в виде пропуска, перестановки местами, вставки лишних букв или слогов, смешения букв (например, ребенок путает буквы б-д, п-т, и-ш, и-у, о-а и т.д.);
Ошибки на уровне слова:
Сливается несколько слов или, наоборот, одно слово пишется по частям; неосознавание и ошибочное использование морфем ("пожарник поливает пожар", "лосиха присторожилась"); ошибки в операции словообразования (рука-"рукища", нога-"ногища", "медведий хвост", "ветерный день");
Ошибки на уровне предложения:
Не обозначаются границы предложений в виде заглавных букв и точек; нарушена грамматическая связь между словами, неправильно выбираются окончания слов, пропускаются или заменяются предлоги. Примеры ошибок: "большая белая пятно", "по дорожках сада", "играю из девочкой Леной".
Существует еще и ложная дисграфия, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму.
Признаками незрелого письма могут быть:
отсутствие обозначения границ предложений;
слитное написание слов;
нетвердое знание (забывание) букв;
зеркальное написание букв;
трудности усвоения обозначения мягкости согласных на письме ("йолка", "мое брат поемал заеку", "Вана взал конки").
Эти ошибки не являются дисграфией в том случае, если они единичны и нестойки. Однако при наличии таких ошибок рекомендуется проводить логопедические занятия.
Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, поскольку специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами.
Что важно знать о ребенке с дислексией:
Считается, что во всей своей полноте трудности чтения проявляются в 3-4-х классах, когда возрастает объем чтения по всем предметам.
Такой ребенок обычно имеет трудности в пространственной ориентировке, что вызывает затруднения на уроках чтения, письма, ручного труда, географии, геометрии, рисования и черчения. При изучении иностранного языка также возникают сложности: ребенок начинает путать одинаковые по написанию буквы двух алфавитов - иностранного и родного. Следствием нарушения чтения являются трудности решения текстовых задач по математике, в геометрии - трудности запоминания и различения конфигураций. Это не дефекты мышления, а пробелы в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, которые должны быть базой для мышления.
Неуспеваемость в школе, непонимание со стороны родителей и учителей, ситуация "хронического неуспеха" - все это может привести к так называемой школьной дезадаптации. У ребенка нарастает утомление, может появиться протест на любые трудные ситуации, отказ не только выполнять домашние задания, но и вообще посещать школу.
Для ребенка важно понимание и тактичное отношение со стороны учителей и родителей. Ведь ошибки происходят не потому, что он глупый или ленивый, а из-за несформированности "почвы" для овладения такими сложными навыками, как чтение и письмо.
Неуместны дисциплинарные меры и авторитарный стиль общения. Исправлению дисграфии это не поможет, а желание учиться отобьет раз и навсегда.
Нельзя пытаться ускорить темпы овладения чтением. Если повышать учебные нагрузки, то этого будет недостаточно для того, чтобы ребенок начал лучше и быстрее читать. Чтобы повысить качество чтения, придется терпеливо провести специальную коррекционную работу.
В случае возникновения школьных трудностей необходимо проведение диагностики и коррекционной логопедической работы. Если у ребенка уже нарушен весь процесс обучения, появился протест или асоциальное поведение, то ему и его семье рекомендуем обратиться к психологу или психотерапевту.