Кто они, дети с задержкой психического развития?
Кто они, дети с задержкой психического развития?
Очень тяжело решается вопрос о том, у каких именно детей развитие психики действительно задерживается. Поэтому мнения специалистов о зачислении детей в группу с ЗПР часто не совпадают. Людей, изучающих данную проблему, исходя из их точек зрения, можно разделить на два лагеря.
Одни – сторонники гуманизма. Они уверены, что основные причины задержки психразвития заключаются в тяжелых социально-бытовых условиях жизни ребенка. Чаще всего – это неблагополучные семьи, в которых общению и культурному развитию времени практически на приделяется. Эти проблемы носят социально-педагогический характер, вследствие чего дети с ЗПР считаются педагогически запущенными, создается мнение, что они труднообучаемы и неприспособленны к повседневной жизни. До недавних пор так считали представители западной психологии, а вот сейчас и у нас много последователей данной точки зрения. Ученые-гумманисты считают, что значимая роль в недоразвитии интеллектуальных функций отводится наследственным факторам. Исследуя данный вопрос, они пришли к выводу, что если интеллектуальный уровень родителей ниже среднестатистического, то соответственно и у ребенка наблюдаются легкие формы умственного недоразвития.
Другие авторы имеют иные взгляды на данную проблему. К сожалению, органические поражения мозга возможны еще в утробе матери. А еще отставание в развитии связывают с тяжелыми родами, вследствие которых травмируется мозг ребенка и начинается какая-то мозговая дисфункция.
Оптимальным будет решение, когда в качестве причин, которые приводят к задержке психического развития, будут учитываться все факторы, несмотря на взгляды исследователей проблемы.
Очень четко очертили причины ЗПР видные ученые отечественной педагогики и психологии Т.А. Власова и М.С. Певзнер:
1. Беременность протекает крайне неблагоприятно:
мать болеет гриппом , краснухой или паротитом;
у матери явные хронические заболевания, в частности заболевания щитовидки, порок сердца, диабет;
токсоплазмоз;
ранние и особенно поздние токсикозы;
никотиновые, алкогольные, наркотические, гормональные интоксикации, а также отравление различными химическими и лекарственными препаратами;
кровь плода и матери несовместима по резус-фактору.
2. Родовые патологии:
повреждения плода механическими средствами, в частности наложением щипцов;
угроза асфиксии новорожденных.
3. Факторы социума:
ограниченность эмоционального контакта с ребенком на всех возрастных этапах, следствием чего и есть педагогическая запущенность.