О профилактике ЗПР (задержке психического развития)

10авг 2014
О профилактике ЗПР (задержке психического развития)
О профилактике ЗПР (задержке психического развития)


О профилактике ЗПР (задержке психического развития)


«Да так будьте же всегда живы и здоровы», - вещают современные певцы. Подарим эту песню нашим детям, потому что, когда болеет взрослый – тяжело, но когда страдает маленький человечек, тяжелее во стократ раз.
Есть болезни, которые ни выявить, ни вылечить в младенческом возрасте нельзя. Аксиома «Чем раньше начнешь лечить болезнь…» - к этой болезни не подходит, потому что проявляется она только тогда, когда ребенок идет в школу и начинаются «неполадки» с освоением знаний, то есть, неожиданно приходит беда и развивается болезнь невесть откуда взявшаяся: задержка психического развития (ЗПР).
Что для нее характерно? У ребенка развитие эмоций и интеллекта вдруг приостановилось. Родители недоумевают, почему и что случилось: «До сегодняшнего дня наш ребенок был вполне здоров. Педиатр во младенческом возрасте никаких отклонений у ребенка не находил».
Родители не знают, что симптомы болезни проявляются лишь тогда, когда необходимо устойчивое внимание и усидчивость. Ребенок не желает сидеть на занятиях, не может заниматься умственной деятельностью и поэтому стремиться отказаться от этого, заявляя: «Я лучше поиграю».
Отказ ребенка от занятий не означает, что ребенок не здоров психически. Просто на какое-то время его развитие приостановилось. Дошкольнику тяжело привыкнуть к новому окружению (если он уже школьник) и к усложнившимся занятиям (если он перешел в подготовительную группу детского сада).
Отказ вызван невозможностью ребенка заставить себя сесть за выполнение заданий. Волевые процессы малыша ослаблены, отсюда - невозможность сосредоточиться на однотонных действиях, отсюда - невозможность усидеть на месте 20 минут (именно такова длительность занятия в детском саду). Ребенок отвлекается. Нагрузка на мозг заменяется двигательной нагрузкой. Малыш постоянно в движении, вертится. Ему хочется о чем-то говорить, причем, постоянно. Если обозначить это состояние медицинской терминологией, в расшифрованном варианте, то получается "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (сокращается в абрревиатуру «СДВГ»).
У ребенка изменяется целостность восприятия предмета. Он не может узнать знакомый предмет, особенно если его поместить в изменённые условия. Это объяснимо неполными знаниями ребенка о мире, в котором он живет.
Ориентировка в пространстве для малыша становится сложной.
Особенно заметно, что малыш отстает от сверстников, на математических занятиях. Логически размышлять он не может. Воспринимать и «перерабатывать материал» быстро он не в состоянии, но в то же время он хорошо запоминает, если педагог использует для запоминания наглядные средства. В этом случае можно сдвинуться с места, если ребенка обучить различным приемам запоминания.
 Время, медицинская помощь, корректная деятельность логопедов, дефектологов, внимание родителей должны победить диагноз, Даже если и частично наступило улучшение, нельзя терять веру, нельзя отчаиваться. Надежда родителей сделает чудо - болезнь должна отступить полностью.
Можно ли предугадать, что у ребенка возникнет ЗПР? Предугадать нельзя, но можно предотвратить.
Вы решились иметь ребенка. Настройте себя на то, что у вас будет прекрасный малыш. Помочь вам должны все домашние, чтобы вы могли выносить здорового малыша.
Ребенок родился… Теперь нужна ласка, забота и самое пристальное внимание к маленькому.
В первый месяц посетите рекомендованного невропатолога (посещение рекомендуется всем новорожденным). Вам кажется, что ребенок здоров… Не будем вас огорчать, но прийти на прием к врачу, чтобы в будущем избежать неожиданностей, просто необходимо. Врач проверит безусловные рефлексы, которые должны быть у младенца, а также зрение и слух. По наличию или отсутствию их, оценивается и развитие ребенка. При возникших изменениях серьезных осложнениях назначается ультразвуковое исследование головного мозга.
 Следить за психомоторными реакциями могут и сами родители, если почерпнуть соответствующие знания из различных источников. Обратитесь к  дефектологу. Он даст квалифицированную консультацию.
Если родители увидели небольшие изменения, то это уже причина для беспокойства, которая должна заканчиваться посещением врача. Для личного успокоения, покажите ребенка нескольким специалистам. При отсутствии разногласий, выполняйте предписания доктора. Проконсультируйтесь по поводу препаратов, которые выписал врач. Родители обязаны знать, какое действие оказывает тот или иной препарат. Когда все ясно, мамам и папам нужно обеспечить прием лекарства малышом. Ведь это ваш ребенок – его здоровье на первом месте.
Здоровье малыша начинается с первых прикосновений матери к его нежному тельцу. С каким настроением и эмоциями берет она его на руки? Как проявляет свое отношение к младенцу? Ребенок чувствует, и это наполняет его чувством уверенности и защиты, которые необходимы для развития.
Теперь уже не спорят: «Брать или не брать ребенка на руки?» Конечно, брать, потому что новорожденный живет чувствами, которые выражаются прикосновениями близких и, в первую очередь, матери.
«Настоящую нежность не спутаешь ни с чем», - строки из стихотворения, созвучные с нашей темой.
Именно нежность, ласковые прикосновения создают эмоциональное развитие новорождённого. Нежность – основа и последующего психического развития малыша. Ребенок должен знать, что любим. Поцелуи, объятья – телесные прикосновения - ему просто необходимы. И он не должен стесняться этих внешних проявлений любви.
Взгляд родителей, направленный на малыша, должен сквозить любовью и добротой. Любой маленький ребенок, если на него посмотреть строго и серьёзно, начинает плакать. Как он еще не защищен!
Почему в минуты опасности ребенок бежит к матери и прижимается к ней? Он знает, что именно она даст ему защиту.
Ребенка нельзя любить «много» или «мало». Ребенка нужно любить не за что-нибудь, а за то, что он есть. Ведь вы ждали его на свет девять долгих месяцев. И сейчас он очень нуждается в вашей любви.
Не думаю, что ваш долгожданный ребенок попадет в разряд «педагогически запущенных детей». Ведь именно у таких детей, лишенных родительской любви и ласки, появляются предпосылки задержки психического развития.
А если и вашему ребенку поставлен диагноз: «Задержка психического развития», - помните, что это – не приговор.
 Время, медицинская помощь, корректная деятельность дефектологов, внимание родителей должны победить диагноз, Даже если и частично наступило улучшение, нельзя терять веру, нельзя отчаиваться. Надежда родителей сделает чудо - болезнь должна отступить полностью.





Смотрите также:

Кто они, дети с задержкой психического развития? 16.08.2014 Кто они, дети с задержкой психического развития?
Кто они, дети с задержкой психического развития?
ЗПР – приговор? 10.08.2014 ЗПР – приговор?
Что такое - ЗПР? Споры вокруг проблемы ЗПР ведутся постоянно. Ведь все отклонения в психическом развитии могут иметь множество различных причин. И каждая из них – индивидуально разрешима.
Типы ЗРП 16.08.2014 Типы ЗРП
Типы ЗРП
24.08.2014 Моторная алалия или почему ребенок предпочитает "птичий язык"
Моторная алалия определяется как состояние, обусловленное очаговым недоразвитием или ранним поражением моторной речевой зоны больших полушарий головного мозга.
24.08.2014 Нарушения чтения и письма - дислексия и дисграфия
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
×
Речевой центр "Логос"